«Не обучение, а самоорганизация: вместе мы сила!»

Мне довелось поучаствовать в знаковом процессе – реорганизации московской социальной службы и в реализации проекта «Будущее соцсферы», поддержанного президентским грантом – в роли координатора групп, состоящих из работников соцслужбы разного уровня ответственности и компетенций.

Наши встречи проходили по методике, которую мы называем «шестиходовка» или «шестишаговка».

Эта уникальная методика нацелена не на обучение, а на самоорганизацию участников в долгоживущий организм – группу, которая в процессе своей жизни способна выработать гораздо более интересные решения, чем один, отдельный человек.

С каждым шагом стирались различия в возрасте, опыте и регалиях участников.

Чаще всего на первом шаге – «проблематизации» – каждый член группы, являясь индивидуальностью, отстаивает именно свои тезисы, споры бывают жаркими, и мнение лидера (заявленного или стихийно выделившегося) может сыграть существенную роль. Но уже после рейтингования, когда каждый человек должен выбрать для себя только три важных тезиса, наступает первое озарение – сколько ни спорь, а на первые места выходит все самое важное по мнению большинства, а главное, спорить можно не только словами.

Из интересного опыта – однажды обсуждение проблем было настолько жарким, и длилось так долго, что пришлось сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, и провести «перепроблематизацию», после которой группа заработала плодотворно.

«Целеполагание» еще более сплачивает группу, так как помимо того, что несет позитивный заряд мечтаний или видения будущего, группе уже интересно увидеть результат рейтингования, то есть первый общий шаг в направлении прекрасного будущего.

Не буду описывать все шаги, толькоскажу, что на заключительном шаге, строительстве «Дорожной карты», все участникиактивно вовлечены в процесс, как правило, испытывают воодушевление и готовы участвовать в предлагаемых проектах. То есть видят их выполнимымив целом и понимают каждое отдельное действие.

В процессе занятий с группами работников социальной сферы я поняла, почему они выбрали именно этот, достаточно сложный путь – общение с людьми. Они действительно открыты людям, им нравится общаться с ними, они готовы и хотят помогать в тяжелых жизненных ситуациях. Это непростая работа, занимающая много времени и требующая выдержки, и необходимо учитывать их пожелания и к оптимизации труда, и к поощрениям.

Например, это касается условий труда и льгот для работников с педагогическим образованием, работающих в социальной службе. Тема о соответствии оценки труда педагогов образовательных учреждений и педагогов социальной службы неоднократно затрагивалась на сессиях и круглых столах проекта «Будущее соцсферы». И это оправдано, так как педагогическая работа с людьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, нуждающимися в повышенном внимании,такая же или более сложная, чем работа в школе. Профессиональное выгораниепедагогов социальной службы происходит быстрее. Да и идут специалисты в эту сферу менее охотно, как раз из-за несоответствия льгот.

Думаю, эта тема могла бы стать одной из важных на следующих форумах.

 

О.Бойко

Координатор ШАГ